Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) Пресс-релиз |
г.Якутск., ул.Орджоникидзе 27, 16.02.2023
Тел.: 42-33-78
Сайт: https://sakha.gks.ru
vk.com/sakhastat
Региональная статистика: необходимость и предпосылки формирования
К 30-летию региональной статистики в Якутии
В начале 90-х годов прошлого века переход к рынку, а также провозглашение суверенитета республики и получение на этой основе определенной самостоятельности создали предпосылки новому направлению деятельности - региональной статистике, официальный статус которой был закреплен следующими документами:
1. Указом Президента РС(Я) от 23.02.93 "О статистическом учете в условиях перехода к рыночным отношениям в Республике Саха (Якутия),
2. Постановлением Правительства РС(Я) от 20.02.93 "О реформировании работы Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по статистике.
Указом Президента РС(Я) от 23.02.93 статистическим органам было предоставлено право требовать и получать от всех без исключения хозяйствующих субъектов, наряду с федеральной статистической отчетностью, еще и региональную.
Также было закреплено право, применять на территории Республики Саха (Якутия) Закон Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, а также дополнительно к нему - такой действенный рычаг, как приостановление всех финансовых операций по счетам в банках в отношении злостных нарушителей.
Постановлением Правительства РС (Я) от 20.02.93 были определены новые направления деятельности органов статистики.
В частности, начиная с 1993 года, Правительством РС(Я) Госкомстату РС(Я)1) стал ежегодно утверждаться "Государственный заказ по информационному обеспечению органов государственной власти"2) (далее - Госзаказ), который был ориентирован на решение задач, прежде всего, республиканской статистики, направленной на сбор и анализ макроэкономической информации, реализацию республиканских программ социально-экономического развития, инвестиционной и финансовой политики, ценообразования, формирования структур рыночной экономики, межрегиональные экономические связи, результат внешнеэкономической деятельности, завоз грузов, выделение и использование централизованных кредитных ресурсов, проведение социальной политики и некоторые другие процессы и удовлетворяющей потребностям органов государственной власти.
Периодом активного реформирования региональной статистики и повышения ее роли при принятии управленческих решений органами государственной власти для Комитета госстатистики Республики Саха (Якутия) стали 1999-2003 годы.
При активной поддержке Президента РС(Я) и Правительства РС (Я), в целях укрепления правовой основы деятельности Комитета в области региональной статистики, был принят пакет документов, значительно повышающих ее статус: Распоряжение Правительства РС (Я) от 20 апреля 1999 года "О развитии региональной статистики в 1999 году"; Указ Президента РС (Я) от 4 ноября 1999 года "О совершенствовании статистического учета и системы информационного обеспечения органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым Правительством Республики Саха (Якутия) постановлением от 21 февраля 2000 года была утверждена республиканская целевая программа Реформирование статистической деятельности на территории Республики Саха (Якутия) в 2000-2003 годах". Основные приоритетные направления программы включали в себя: переход на электронные способы представления статистической отчетности в режиме "предприятие - улусный (городской) орган государственной статистики - Государственный комитет Республики Саха (Якутия)"; создание на единой методологической и технологической основе информационных баз данных на уровне "предприятие - улус (город) - республика"; организацию выполнения запросов для удовлетворения потребностей органов государственной власти всех уровней в экономико-статистической информации прямым доступом к информационным базам данных на договорной основе; модернизацию технической и программно-технологической базы органов государственной статистики.
В настоящее время для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления действуют 40 форм республиканских специализированных наблюдений, не предусмотренных Федеральным планом статистических работ, на основе которых отслеживается выполнение различных нормативных актов, принятых Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия). Кроме того, проводятся различные сплошные и выборочные обследования и мониторинги. В этом направлении Саха(Якутия)стат активно сотрудничает с республиканскими министерствами и ведомствами. По итогам всех наблюдений и обследований подготавливаются и выпускаются экономико-статистические материалы различной тематики. Перечень материалов, выпускаемых согласно Государственному заказу, насчитывает более 120 наименований сборников, бюллетеней, экспресс-информаций, аналитических записок.
Предоставление информации осуществляется посредством информационно-аналитической системы Саха(Якутия)стата сегмента информационно-аналитической системы Централизованное хранилище данных показателей социально-экономического положения РС(Я), которая является частью Комплекса информационных систем Ситуационного центра Главы РС(Я).